Творческие работы

Лингвистический анализ рассказа В. Шаповалова «Черный аист»

…писать рассказы о людях не значит просто «рассказывать», это значит – рисовать людей словами, как рисуют их кистью или карандашом.

М. Горький

Введение

Актуальность темы. Как создаются творения художника слова? В чем сила и красота их поэтического языка? Как пользуется писатель богатством русского языка и преумножает ли это богатство?  Анализ языка писателя помогает выявить особенности его индивидуальной творческой  манеры, а также установить принципы индивидуализации речи, которые используются тем  или иным автором. Это актуально   для современного языкознания, о чем свидетельствует обращение ученых к таким проблемам, как изучение стиля писателя, восприятие художественного текста, языковое  своеобразие  художественного произведения. 

Цель и задачи  исследования - исследовать  поэтический язык рассказа В. Шаповалова «Черный аист», расшифровать художественный текст: определить изобразительно – выразительные средства языка, которые использует писатель для реализации своих замыслов, их роль в художественном тексте, а также  выявить  их своеобразие.

Шаповалов В. – замечательный российский  писатель,  главный редактор белгородского общественно-политического журнала «Звонница», Член Союза писателей, автор 30 книг, в том числе таких признанных, переведённых на многие языки мира, как «Старый букварь», «Серые великаны», «Белые берега», «Медвяный звон».  Его  рассказ «Чёрный аист» включён в учебник русского языка за 7-й класс как образец талантливейшей отечественной прозы.

Творчество В. Шаповалова уже рассматривалось в ряде опубликованных работ, но это не говорит об исчерпанности темы. Заявленная тема широка, многоаспектна и  помогает глубже понять своеобразие творческой природы современного писателя.

 Методы исследования: работа с материалами по проблемам теории русского языка и  литературы, с критическими статьями  лингвистов и литературоведов; лингвистический анализ художественного текста.

Лингвистический анализ рассказа В. Шаповалова «Черный аист»

 Рассказ «Черный аист» был опубликован в 1985 году в Воронеже в сборнике «Весны детства».  На первый взгляд, он посвящен хорошо знакомой природе средней полосы России. В центре внимания автора – история семейства аистов-черногузов, вернувшихся весной из дальних стран на свою родину, чтобы вывести птенцов и вырастить их. В.Шаповалов неторопливо развертывает повествование, с любовью рассказывая о том,  где и как аисты строили свое гнездо, как выводили птенцов.  Однажды «старая аистиха осталась…на болоте едва приметной кочкой», и нелегкие заботы по воспитанию птенцов легли на плечи старого аиста-отца. Это та реальная ситуация,  составляющая основу авторского замысла и обозначенная в тексте ключевыми словами: церковь, башенка, гнездо, птенцы.  Но постепенно писатель разворачивает перед читателями другой план повествования, несущий в себе глубокий смысл. Ключевые слова этого плана: гнездо ( в значении «дом», счастье   в значении «семья», «дети»). «Стоит старый аист…счастье бережет…как появилось то счастье – выткнулись из гнезда четыре шейки». При внимательном чтении эта фраза заставляет остановиться, задуматься. Так В. Шаповалов, опираясь на переносные  значения лексических единиц, расширяет емкость слов, и они становятся основными, концентрирующими в себе идейно – художественный смысл всего рассказа. Изображая природу, повествуя о  жизни семейства аистов, писатель говорит и думает о человеке, о его предназначении на земле. Через весь рассказ лейтмотивом проходит идея незыблемости вечных жизненных ценностей: любви, семьи, дома,  звучат мотивы связи человека и природы,  долга и смысла человеческой жизни,  ее быстротечности и  бесконечности бытия.

 Важную роль в создании художественного текста произведения играют языковые средства выразительности. В рассказе «Черный аист» наиболее определенна  и отчетлива выразительность на лексическом уровне языка. Кроме  ключевых слов с переносным значением, В.Шаповалов в свое повествование включает слова – диалектизмы («бочажина» - яма, залитая водой; «верея» - один из столбов, на который вешаются створки ворот); просторечия («уемистый» - много в себя вмещающий; «косина» - косой дождь); слова из разговорной речи («махина» - орудие, громоздкий, большой предмет; «озорует»). Диалектные слова, просторечия помогают автору правдивее изобразить действительность, указать  на конкретное место действия и придать  повествованию эмоциональность.

К лексическим образным средствам примыкают и используемые В. Шаповаловым развернутые сравнения, имеющие в повествовании особую значимость. Рассказ «Черный аист» о природе, с которой современный читатель, к большому сожалению, плохо знаком. Чтобы «разбудить»  воображение читателя, вызвать  у него похожие  ассоциации, писатель  и использует такие сравнения: аистята «… будто четыре графина стоят в блюдце на башенке», их родители «…вроде акробатов на доске, положенной сверх бревна: один прыгает, другой взлетает»; «нащупывает край гнезда, как неопытный пловец дно берега»;  «…вытянул ноги, как самолет колеса при посадке», река… « как острие ножа»,  «будто кто серебряную нитку уронил извивами в луговой траве».  Все эти сравнения помогают автору создать яркую и впечатляющую художественную  картину, надолго остающуюся в памяти. В. Шаповалов  говорит о явлениях окружающего мира не только с точки зрения точно подмеченных и описанных ассоциаций, но и с тонким чувством юмора и лиризма, так что, читая это,  нельзя не улыбнуться и не восхититься мастерством писателя.

Если сравнения у В. Шаповалова  распространены в тексте  и  связаны в первую очередь с визуальным воспроизведением  действительности, то эпитеты  автор не так часто  употребляет в повествовании. Эпитеты его непривычные, неожиданные и  чаще всего оценочно – эмоциональные. Так, например,  гнездо – « приветливое, мягкое», когда молодые аисты живут с отцом, и «мерзлое, осиротевшее», когда они улетели в далекие края, а старый отец остался один. Таким образом автор, описывая явления, передает свое отношение к ним, анализирует изображаемые события.

Большой интерес представляют также наблюдения  над тем, как использует писатель морфологические средства выразительности, в частности, категории вида глагола. Эти средства выразительности  в рассказе напрямую связаны с такими типами речи, как повествование и описание. Прошедшее время глагола совершенного вида («выткнулись из гнезда», «аистята сидели», «аистиха осталась», «заботы легли») придает основному  действию динамизм, тогда как глаголы несовершенного вида участвуют в  описании действий предметов и состояния окружающего мира, природы. «Стоят на башенке четыре крана, смотрят, что происходит…».  «Кроны деревьев лежат на земле зелеными шарами, речка вспыхивает…».

Разнообразны в рассказе и синтаксические средства выразительности. Повтор  в  композиции рассказа одного и того же эпизода об аистихе, которая однажды  «осталась, навсегда осталась на болоте едва приметной кочкой» несет в себе большую смысловую нагрузку. К этой «едва приметной кочке» прилетал аист, и один, и с аистятами, которые  научились летать, и перед своей смертью. Этот эпизод  придает повествованию некую завершенность, цикличность. Все в жизни природы и человека движется по раз и навсегда заведенному порядку: весна – лето – осень; рождение – жизнь – смерть. И только память о прошлом помогает сохранить связь поколений. Чтобы связь между поколениями была «живой», настоящей, необходимы усилия многих людей: родителей, учителей, воспитателей.

В. Шаповалов строит свое повествование так, что заставляет читателя переживать  и за героев, и вместе с ними. Лиризм повествования усиливается при помощи риторических предложений: «Как мельчает все на земле, когда поднимаешься ввысь! Как ширятся неоглядностью дали! И как захватывает высотою сердце!». Инверсия и парцеляция  усиливают эмоциональную напряженность в рассказе. С их  помощью  писатель добивается неожиданных впечатлений и мыслей у читателя. Используя это синтаксическое средство выразительности, автор усиливает впечатление от текста, делая его более ярким, живым, требующим переживания.

Исследование поэтического языка  рассказа В. Шаповалова «Черный аист» помогло расшифровать художественный текст, определить  основные изобразительно – выразительные средства языка, которые использует писатель для реализации своих замыслов,  а также  выявить  их своеобразие.